Версия сайта для слабовидящих

социально-психологическая служба школы

 

Родителям на заметку

Правила организации рабочего места школьника

  • Когда ребенок сидит за столом, столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. Ничто не должно мешать ребенку, поставить на нее локти.
  • Оптимальная глубина стула – чуть меньше, чем расстояние между крестцом и коленями ребенка.
  • Обязательно нужно использовать подставки под книги. Книги лучше ставить на расстоянии вытянутой руки.
  • Лампа должна быть достаточно яркой – у ребенка не должно быть проблем с освещением. В то же время нельзя, чтобы лампа ослепляла.

Конечно, правильно организованное рабочее место еще не гарантирует правильную осанку. Очень важно следить за тем, как ребенок сидит.  За столом нужно сидеть прямо, опираясь сразу на обе ноги (ни в коем случае нельзя закидывать ногу на ногу!). Сидеть нужно на всем сидении, чтобы вес тела распределялся по большей поверхности. Локти должны быть на столе: это нужно для поддержки туловища. Можно также поддерживать свободной рукой подбородок, если при этом голова или туловище не наклонены вбок.

Важно и то, как ребенок пишет: нельзя сильно склоняться над тетрадью (30-35 сантиметров – оптимальное расстояние между тетрадью и глазами). Тетрадь стоит повернуть градусов на 30, иначе ребенок начинает неосознанно поворачивать свое туловище как раз на этот угол – так удобнее писать.

И, конечно,не нужно забывать о передышках: время от времени нужно вставать из-за стола и разминать суставы.

 

Развитие тонкой моторики у детей с нарушениями аутистического спектра в домашних условиях.

Уважаемые родители!

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка тот плотно сжимает их. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей Сороки-белобоки и др) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токурдзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры "Ладушки", "Сорока-белобока», «У Коза рогатая" и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздорвительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение -двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеете свое название, проводится в течение нескольких минут, два - три раза в день.
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
а)   застегивание и расстегивание пуговиц;
б)   шнурование ботинок;
в)   шнуровка на специальных рамках;
г)   нанизывание колец на тесьму;
д)   игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам;
ж) игры с конструкторами;

з)   перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха)

Занятия с учащимися в сенсорной комнате

Сенсорная комната представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок (взрослый), пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно (или в сопровождении психолога) исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций.

В состав сенсорной комнаты ГБОУ  школы № 59 входят следующие виды оборудования:

1.    Мягкие покрытия

2.    Комплект «Сенсорный дуэт»

3.    Сухой бассейн

4.    Световая пушка с зеркальным шаром

5.    Настенная интерактивная панель «Цветные фигуры – 8»

6.    Настенный модуль «Сравнение цветов»

7.    Световой модуль для рисования песком

8.    Настенное панно «Бесконечность»

9.    Настенный фибероптический ковер «Звездное небо»

10.                      Зеркало «Веселый свет»

 

     Занятия в сенсорной комнате проходят по программе, разработанной педагогом-психологом ГБОУ школы № 59 (рецензия ГБОУ ККИДППО) «Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида» и ориентирована на решение следующих задач:

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

 - активация различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

 - стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
- развитие двигательных функций;

 - создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебно-воспитательному взаимодействию.

     Данная программа учитывает возрастные и типологические особенности учащихся VIII вида с нарушениями интеллекта.

 

Примерная структура коррекционно-развивающего занятия включает следующие этапы:

- организационная часть

- дыхательные упражнения

- упражнения с элементами самомассажа и на развитие мелкой моторики

- глазодвигательные упражнения

- упражнения на развитие речевых функций

- развивающие игры и упражнения.

Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек  возраста  6-12 лет. Занятия могут проходить индивидуально.

 

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Авторитарный стиль:

Особенности. Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

Последствия. В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Попустительский стиль:

Особенности. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Последствия. При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – свободный, но безучастный (самостоятельность, неспособность к близости и привязанности, безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»), отсутствие желания позаботится о ком-то); 2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов» (хамство и вседозволенность, воровство, враньё, распущенность, безответственность, не умение «держать слова»)

Гиперопека:

Особенности. В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. 

Последствия. При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – «домашний деспот»(требовательность и нетерпимость к желаниям других, избалованность и капризность, эгоизм, манипулирование окружающими,- высокомерие и надменность, своенравность); 2 вариант – зависимая личность (безынициативность, беспомощность, пасует перед трудностями, зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение, с трудом контактируют со сверстниками).

Демократический стиль:

Особенности. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Последствия. При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, инициативность и целеустремленность, умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими, способность договариваться, находить компромиссные решения, наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

ВложениеРазмер
положение о социально-психологической службе.jpg268.6 КБ
план работы школы по профилактике пожарной безопасности на 2020 - 2021 учебный год.pdf104.86 КБ
план работы школы по профилактике правонарушений учащимися, склонных к бродяжничеству, самовольным и систематическим пропускам уроков на 2020 - 2021 учебный год.pdf175.42 КБ
план работы школы по профилактике правонарушений, негативных привычек (табакокурения, токсикомании, наркомании).pdf190.94 КБ
план работы школы по профилактике терроризма на 2020 - 2021 учебный год.pdf287.07 КБ
план работы школы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма на 2020 - 2021 учебный год.pdf166.09 КБ
план совместных профилактических мероприятий с ОПДН на 2020 - 2021 учебный год.pdf95.83 КБ
план работы школы по профилактике вовлечения подростков в деятельность неформальных группировок на 2020 - 2021 учебный год.pdf126.97 КБ
план работы совета профилактики на 2020 - 2021 учебный год.pdf272.38 КБ
план работы социального педагога на 2020 - 2021 учебный год.pdf456.99 КБ