Версия сайта для слабовидящих

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЫ

Программа по профориентации «Я выбираю профессию»

Возраст  учащихся: 15-17 лет (8-9 класс)

Пояснительная записка

 Изменение приоритетов в образованиипереход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьниковЦель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планироватькорректировать и реализовывать перспективы профессиональногожизненного и личностного развитияОсобенно важно профессиональное ориентированиесамоопределение для учащихся специальной (коррекционнойшколыВедь для лиц с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность – основа их социального приспособленияслужит одним из методов коррекцииспособствует накоплению социального опыта.

        Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятости лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда специальной (коррекционнойшколыСозданные в ней условия обеспечивают ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыковпрофессиональных программформирование общей культуры личностиадаптацию к общественной жизни и решение сопутствующих проблем – социально-бытовыхдосуговыхнравственно-этических. Эта среда должна компенсироватьнасколько это возможноограничения жизнедеятельности учащегося с интеллектуальными нарушениямипозволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

        Программа «Я выбираю профессию» относится к профессионально-ориентированным курсамНаписана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).

  Содержание программы.

        Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.

        Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихсяОсновная направленность занятий:

1.     углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

2.     развитие механизмов самопознания;

3.     коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;

4.     расширение кругозора учащихсязнакомство с конкретными специальностями.

5.     пропаганда профессийнаиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционнойшколы.

        Программа курса рассчитана на 34 часа: 17 часов – 8 класс, 17 часов – 9 класс.

        Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:

1.     знание и учет умственных возможностей и способностей;

2.     знание требований профессии к человеку;

3.     умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

        Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегосяНа занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузкуПрограмма не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределенияповышается самооценкапроисходит коррекция эмоционального состояниясовершенствуются навыки самопрезентации.

Программа имеет своей целью знакомство с профессиями и специальностямирекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционнойшколыосознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Основные задачи курса:

1.     мотивация личностного роста ученика;

2.     создание условий для сознательного выбора профессии;

3.     актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор;

4.     переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Основные методыиспользуемые педагогом во время занятий:

1.     словесныеобъяснениеразъяснениерассказбеседа;

2.     наглядныенаблюдениеиллюстрациядемонстрация через использование компьютерных систем;

3.     практическиеупражненияделовые игрыпрактические работы.

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы:

1.     воспитывающая и развивающая направленность обучения;

2.     научность и доступность;

3.     систематичность и последовательность;

4.     связь обучения с жизнью;

5.     принцип наглядности;

6.     сознательность и активность учащихся;

7.     индивидуальный и дифференцированный подходы.

        Программа курса не предусматривает систему отметок.    

        Продолжительность занятия 40 минут.

      По завершении изучения курса учащиеся должны знать:

1.     свои способности и возможности;

2.     основные правила выбора профессии;

3.     владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

4.     иметь представления об индивидуальных особенностях личности.

        Учащиеся должны уметь:

1.     адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

2.     ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересамисклонностями и способностями.

                             

Посещение Музея городского электрического транспорта г.Краснодара учащимися  было организовано в рамках системной профориентационной работы, проводимой Центром поддержки гражданских  инициатив совместно с НКО и МУП « КТТУ» в рамках январской акции « Мой выбор» приуроченной к Международному  дню образования с целью ознакомления и   повышения престижа профессий, связанных с городским наземным электрическим транспортом.

    Началась экскурсия с посещения Музея  городского электрического транспорта, где ребята ознакомились с историей возникновения трамвайно-троллейбусного предприятия в городе Краснодаре.Старинные фото старинных трамваев. Например, модель, садиться в которую надо было прямо «через стенку», с улицы, в каждое «купе» – свой вход. Или фото смешного автобуса 1913 года выпуска, вместимостью 15 человек – как нынешняя маршрутка.  Рельсы и «хваталки», которыми эти рельсы таскают. Хваталки для шпал тоже были. Руль от старого трамвая оказался похож на ручку от мясорубки, а красный штурвал оказался… тормозом.

  Работники предприятия  рассказали детям о профессиях транспортной отрасли, дали советы как определиться с профессиональным выбором. Ребята интересовались, как и куда обратиться при поступлении на работу, графиком работы водителя, кондуктора, какие документы необходимо при поступлении на работу.

   Особый интерес у ребят вызвало посещение цеха планового и текущего ремонта подвижного состава. Учащиеся наблюдали за работой слесарей, токарей, механиков и даже кузнеца.

    Побывав на предприятии, учащиеся расширили свои представления о мире профессий, и им легче будет выбирать специальность в соответствии со своими интересами и способностями.

.

 

30 января  2020 года интересно прошла профориентационная игра «Бюро по трудоустройству», которую подготовила и провела совместно с ребятами 9-х классов социальный педагог школы

 

В увлекательной форме ребята узнали о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомились с типологией и различными характеристиками профессий, получили некоторые советы и рекомендации по данной теме.

     

   Ребята самостоятельно искали работу по объявлениям в газетах,  рассуждали, насколько они готовы к  этой работе,  разыгрывали ролевой диалог.

29 января в школе прошло заключительное  мероприятие предметной недели по трудовому обучению – это мастер – класс старшеклассников  с учащимися 4-5 классов «Посвящение в профессию».

   Учащиеся, мастера швейного, столярного дела и цветоводы в увлекательной форме   рассказали и показали  детям, чем занимаются они на уроках трудового обучения. Они познакомили ребятишек с различными  инструментами и приспособлениями, понятиями кто и что делает на работе. 

                               

   

   Особый восторг и желание вызвало у всех учащихся 4-5 классов самостоятельно попробовать забить гвоздь,  посадить цветок, пришить пуговицу. Ну и конечно не обошлось без подарков. 

Учащиеся 5 класса получили от ребят 9-а класса подарки: фартуки сшитые швейниками старшеклассниками  для работы на уроках трудового обучения. Учащимся 4 класса мастера цветоводы подарили вместе посаженные  комнатные  растения.   

      

Во время мероприятия зале царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества. Мастер-класс  прошел на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом и имел большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение для всех участников.

В веке нано - технологий забываем мы порой,

что в душе любой мужчина должен быть мастеровой.

Должен всё уметь он в жизни: суп варить, дрова колоть,

гвоздь забить в любую стену, грядку чисто прополоть,

и чинить розетку в доме, и ножовкою пилить,

ловко полочку повесить, стены красить и белить.

И хотя повсюду сервис окружает нас сейчас,

это в жизни пригодится, может вам еще не раз.  

 

 27 январяв рамках предметной недели по трудовому обучению в нашей школе было  проведен конкурс по столярному делу «Мастера -затейники» для 5-9 классов.

                                 

  Обучающиеся  с удовольствием приняли участие в конкурсах. Переходя от одного конкурса к другому, учащиеся могли не только воспринимать информацию, но и логически мыслить, проявлять находчивость, самостоятельность, использовать накопленный опыт в новых условиях.

  

 

 

    Во время мероприятия в зале царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества. Много впечатлений, веселья, позитивного настроения, как участникам, так и зрителям добавил этот праздник, на котором не было побеждённых, а в награду все участники получили массу положительных эмоций.

                             

 

24 января в рамках предметной недели по трудовому обучению в нашей школе было  проведено открытое мероприятие «Золотая игла» для 5-9 классов.

                                                       

Конкурсы – важная соревновательная форма, где учащиеся демонстрируют свой творческий потенциал, любознательность, находчивость, стремление знать и уметь больше других. Соревновались две команды: «Рукодельницы»  и «Портняжки» .    

            

     Ученицы продемонстрировали умение презентовать себя, творческие способности, трудолюбие и мастерство при выполнении заданий, активность, артистизм и смекалку. Конкурсы проводились по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам.

                                                  

     

Болельщики принимали активное участие в разминках между конкурсами. По окончанию мероприятия были объявлены победители.  Все участники получили заряд бодрости и хорошего настроения.